С 19.11.24 г. официальный портал АГУ им. В. Н. Татищева переехал на новый домен asu-edu.ru
Сервисы
En

Интервью с Д. Л. Тёплым

– Расскажите о предпосылках вашего исследования.

– Последнее тысячелетие – период, который насыщен мощными психоэмоциональным, физическими и социальными нагрузками, возникающими вследствие процессов информатизации и урбанизации. Социальные перемены породили и особую форму патологии, отмечающуюся у большого количества людей. Это отклонение получило название «синдрома хронической усталости». Название существует с 1994 года, но до сих пор эта патология изучена недостаточно, в особенности механизмы её развития. По сути, речь идёт о хроническом стрессе, который вызывается такими мощными стрессогенными факторами, как усиление ритма жизни, появление новых и новых забот, постоянные волнения, большой поток информации и пр.

В развитие стрессорных состояний вовлечено единство важнейших систем регуляции функций организма: нервной, иммунной и эндокринной. Исследование механизмов развития, возможных путей профилактики и лечения синдрома хронической усталости осуществляют многие учёные. Заинтересовало оно и нас.

– Как реализовался ваш проект?

– Учитывая комплексный характер нарушения систем регуляции функций при развитии синдрома хронической усталости, мы поставили себе целью создать, прежде всего, экспериментальную модель этой формы патологии, использовав в качестве объекта исследований лабораторных крыс чистой линии. Особенностью нашей модели было создание комплекса истощающих воздействий на психоэмоциональное, физическое состояние и когнитивные функции организма животных. Это было ценно в плане определения полезности тех или иных лекарственных средств для предупреждения и возможной коррекции нарушений, вызываемых синдромом хронической усталости.

Были учтены 3 важных фактора. Во-первых, информационное воздействие. Оно основывалось на формировании пищедобывательного поведения крыс при помещении их в сложный лабиринт с изменением его структуры каждые двое суток, что создавало достаточно сложную для мозга животных задачу. Во-вторых, физическое воздействие – плавание с нагрузкой. В-третьих, социальный фактор: его формировали у крыс-самцов в результате повторного опыта побед и поражений, при систематически создаваемой конфронтации вызывалось депрессивное состояние животных. В качестве средств фармакологической коррекции развития хронической усталости оказались достаточно эффективными вещества так называемой ГАМК- ергической системы. Она давно признана как основная стресс-лимитирующая система при формировании реакции организма на стресс. Мы сочли перспективным участие некоторых производных ГАМК-системы – фенибута, фенотропила и других, которые способны уменьшить проявления синдрома хронической усталости. После применения этих средств понизился уровень токсических для организма так называемых свободных радикалов и появилась стойкость антиоксидантной системы, восстановился уровень иммунитета, нарушенный в ходе эксперимента. Отсюда мы сделали вывод, что эти вещества можно использовать для снятия хронической усталости не только в экспериментах. По результатам дальнейших исследований их можно будет экстраполировать на человека.

– Кем проводилось исследование?

– В коллектив авторов, кроме меня, вошли доктор медицинских наук, заведующая кафедрой фармакогнозии, фармацевтических технологий и биотехнологии АГМУ М. А. Самотруева, соискатели той же кафедры Т. К. Сережникова и Н. Р. Кулешевская.

– Каковы перспективы вашего проекта?

– Наше исследование относится к экспериментальной медицине, оно продолжается. Есть много аспектов для дальнейшего изучения. Новые результаты могут быть использованы при исследовании терапевтического действия структурных производных ГАМК-ергической системы и, возможно, других средств при синдроме хронической усталости.

Беседовала Т. Ю. Гаврилкина (Дирекция по информационной поддержке веб-ресурсов АГУ)

5 июля 2016 года

Последнее редактирование: 08-07-2016, Юлия Владимировна Андросова